На карантине: хроника, комментарии
Сектор молекулярной генетики клетки еще одно подразделение Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ, где продолжается работа с очным присутствием, ведь обеспечение жизнедеятельности живых модельных организмов — это непрерывный процесс.

Тальяна Азорская
Михаил ЗарубинВ настоящий момент коллектив под руководством к.б.н. Елены Владимировны Кравченко проводит эксперимент по исследованию образцов, содержащих экстремофильные организмы из дальнего тоннеля Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН (Кабардино-Балкарская Республика), находящегося на глубине более двух километров под горой Андырчи. Здесь, рядом с эльбрусским вулканическим очагом, самые жесткие условия обитания для живых организмов: темнота, большая глубина и высокая температура.
Осенью пробы воды, грунта и настенных отложений из шахт обсерватории были в замороженном состоянии доставлены в ОИЯИ экспедицией Сектора молекулярной генетики клетки.
Рассказывает Е. В. Кравченко: "Из полученных проб была выделена ДНК, которая была полностью отсеквенирована методами NGS. Проведенный метагеномный анализ выявил присутствие в образцах необычного микробиологического сообщества, содержащего новые, еще не описанные ранее роды и виды бактерий, а также новые виды бактериофагов. В настоящее время идет сборка полных геномов, расшифровка, анализ и описание генов и кодируемых ими метаболических путей, присущих данным видам." Пока у новых бактерий даже нет официального названия.
Кроме того, в Секторе продолжается работа с байкальской губкой-эндемиком. Сейчас образцы губки находятся в Лаборатории нейтронной физики, где их подвергли бомбардировке нейтронами. Следующий этап — изучение спектров излучения радиоактивных образцов, которое позволит оценить концентрацию содержащихся в губках тяжелых металлов. Это замечательное исследование на стыке наук с использованием одной из базовых физических установок ОИЯИ для биологических исследований.
Елена КравченкоПродолжаются работы по повышению радиорезистентности сложных многоклеточных организмов на модели мушек-дрозофил. Эти же мушки используются в экспериментах cо вставкой в геном дрозофил элементов системы CRISPR/Cas9, что позволит редактировать геном дрозофил и проводить передовые генетические опыты без использования лабораторных мышей, крыс и обезьян, а только с отдельными генами этих высокоразвитых организмов, работающих в геноме Drosophila melanogaster.
Поздравляем коллектив Сектора молекулярной генетики клетки ЛЯП ОИЯИ с плодотворным исследовательским годом! Желаем в наступающем году новых успехов и открытий!