“Я считаю, что женщины могут быть успешны в науке, я не вижу для этого препятствий”
“В старших классах я поняла, что этих знаний не хватает, и поступила в заочную физико-математическую школу при Новосибирском университете. Отучилась два года. Никаких преференций при поступлении школа не давала, но давала навыки”.
После окончания школы З. М. Карпова поступила в Алтайский государственный университет. Накануне зачисления пришлось сделать сложный выбор между двумя увлечениями: физикой и балетом (пришло приглашение от Барнаульского театра оперетты принять участие в гастролях и быть зачисленной в штат театра). Физика победила – Зоя стала студенткой физико-математического факультета АлГУ по направлению “космические лучи”.
Работать по специальности Зоя Марленовна поехала в Баксанскую нейтринную обсерваторию ИЯИ РАН после обязательной отработки по распределению в КБ при заводе АНИИТИМ. Здесь она занималась темой “Исследования модуляционных эффектов галактических и солнечных космических лучей методом наземного мониторинга”. Участвовала в различных экспериментах по поиску вариаций интенсивности мюонов космических лучей в Лаборатории Баксанского подземного сцинтилляционного телескопа, по поиску широких атмосферных ливней космических лучей на установке АНДЫРЧИ, по поиску солнечных космических лучей высоких энергий на Баксанских наземных детекторах – АНДЫРЧИ, КОВЕР, Баксанском мюонном детекторе и Баксанском нейтронном мониторе. На основе собранных данных подготовила кандидатскую диссертацию “Исследование солнечных космических лучей по данным Баксанских наземных детекторов”, которую защитила в 2008 году в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н. В. Пушкова (ИЗМИРАН).
В Дубну ЗояМарленовна приехала вслед за мужем, С. Н. Карповым, которого пригласил В. А. Бедняков для работы в группе ATLAS в ЛЯП ОИЯИ. “В 2007 году и меня взяли на работу в ЛЯП ОИЯИ. Первые впечатления за многие годы стерлись, но помню, что было очень интересно вникать в новые задачи и иную методику анализа данных. Вадим Александрович проводил потрясающие семинары для своего сектора, интересные и полезные, где можно было неформально обсудить рабочие моменты и получить советы от коллег”.
З. М. Карпова с 2007 года занимается различными задачами в проекте ATLAS. Например, темами “Поиск Z’-резонанса с использованием b-тэггинга в процессе распада Z’ ->ttbar->4jet+l+nu в эксперименте ATLAS на LHC” и “Search for Supersymmetry with jets and missing 1 transverse momentum and one or more leptons at s = 7 TeV (supporting INT note)” / “Поиск суперсимметрии с джетами, недостающей поперечной энергией и с 1 и более лептоном при энергии s = 7 ТэВ”. По их итогам сделаны публикации.
В стадии утверждения в коллаборации ATLAS находится статья “Search for Quantum Black Holes Using pp Collisions at s = 13 TeV with the ATLAS”.
Запомнились Зое Марленовне дежурства в контрольной комнате детектора ATLAS: “Это фантастика – быть на самом большом коллайдере и самом большом детекторе в мире, смотреть, как всё работает. В контрольной комнате ATLAS несколько групп, каждая из которых следит за своей подсистемой. Мы дежурили по мюонной подсистеме”.
Не на всё, чем хочется заниматься, хватает времени. Зое Марленовне интересна тема поиска Новой физики и частиц за пределами Стандартной модели.
Свободное время Зоя Марленовна посвящает изучению нового в науке и технике, а также любимому увлечению – писательству.
З. М. Карпова — автор произведений в жанре научной фантастики, которые она выкладывает на сетевых литературных площадках. Опубликовано два сборника рассказов и роман. В 2014 году Зоя Марленовна стала членом Российского союза писателей (РСП). За последние годы РСП присудил ей две медали за вклад в русскую литературу. “Моя подспудная задача в писательстве — привлечь молодежь в науку: физику, космонавтику, астрономию. Чтобы молодежь выбирала профессию в этих областях”.
В заключение мы спросили Зою Марленовну, что она думает о карьере женщин в науке и что можно сделать, чтобы привлечь женщин в научные профессии. “Разделять научный интерес по гендерной категории я бы не стала. Если сравнивать возможности женщин, которые хотели бы заниматься наукой, в Средневековье и сейчас, то эти возможности многократно возросли. Если есть соответствующие образование и квалификация, то путь в физику, биоинженерию, генетику – и вообще в науку – им открыт.
Другое дело, сколько есть желающих учиться по таким специальностям. Думаю, что гендерный перекос в науке идет из школы. С девяностых годов школа у нас стала не такой, какой была в семидесятых и восьмидесятых, популяризацию естественных наук отдали на усмотрение школы, а она сделала упор на гуманитарные предметы. Отбирали часы у математики, физики, предпочтение отдавали гуманитарным дисциплинам, в школьную программу включали чисто кружковые занятия. Думаю, сейчас мы пожинаем плоды тех времен. Конечно, важна поддержка для женщин, которые недавно вышли из декретного отпуска, имеют маленьких детей. Тут многое зависит от научного руководителя, который должен направлять молодую сотрудницу в той теме, которую она выбрала для диссертации, помогать ей по выходу из декрета.
Я считаю, что женщины могут быть успешны в науке, и не вижу для этого препятствий при нынешнем состоянии общества. Сейчас это выбор женщины”.