Просветительская экспедиция к Северному полюсу “Ледокол открытий”
Закончилась просветительская экспедиция к Северному полюсу «Ледокол открытий», организованная госкорпорацией «Росатом» и АНО «Большая перемена». В путешествии приняли участие 70 старшеклассников, победителей конкурса «Большая перемена-2021».
В экспедиции участвовал к.ф.-м.н. Марк Владиславович Ширченко, старший научный сотрудник Лаборатории ядерных проблем им. В.П. Джелепова ОИЯИ (ЛЯП ОИЯИ). Группа научных коммуникаций ЛЯП ОИЯИ расспросила Марка Владиславовича об этом путешествии.
- Марк, расскажите, пожалуйста, как Вы попали на борт ледокола и приняли участие в экспедиции?
- Это уже четвёртый рейс ледокола «50 лет Победы» к Северному полюсу со школьниками на борту. В этот раз участниками стали победители конкурса «Большая перемена». Старшеклассников на борту сопровождали эксперты из разных областей знаний: физики, цифровых технологий, атомной энергетики. Меня пригласили в качестве одного из экспертов по ядерной физике и физике частиц. Весь прошлый год я участвовал в мероприятиях Информационных центров атомной энергии (ИЦАЭ), познакомился и подружился с их сотрудниками. Собственно, они и пригласили меня поехать в экспедицию в качестве эксперта.
- Как долго длилась экспедиция? Где стартовала и какой был маршрут?
- Экспедиция длилась десять дней. Эта экспедиция, как и предыдущие просветительские экспедиции с участием школьников, началась и закончилась в Мурманске: здесь базируется атомный ледокольный флот. Из Мурманска ледокол без остановок идет мимо архипелага Земля Франца-Иосифа до Северного полюса. Здесь он стоит 4-5 часов, в зависимости от того, как быстро все сфотографируются, искупаются и выполнят задуманную программу. На обратном пути заходят на Землю Франца-Иосифа, смотрят острова архипелага, посещают знаменитый птичий базар и возвращаются в Мурманск.
- Как была устроена жизнь на борту? Чем занимались участники экспедиции?
- Жили мы в двухместных каютах. У меня была каюта начальника радиационной безопасности, очень мне по профилю подходила.
Программа была очень насыщенная, распорядок дня совершенно невероятный: утром нас будил человек из книги рекордов Гиннеса, директор музея Арктики и Антарктики Виктор Ильич Боярский – великий путешественник, который, управляя собачьей упряжкой, прошел Антарктику. Потом — зарядка, которую проводила трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Алла Шишкина. Потом был завтрак от шеф-повара, специально выписанного из Санкт-Петербурга с командой. После завтрака начинались крутейшие лекции от конструктора ледоколов, от создателя атомных реакторов, от преподавателя Корпоративной Академии Росатома (того самого, который готовил спикеров чуть ли не для английской королевы). Помимо лекций было много других активностей. В общем, были очень насыщенные дни, расписанные по минутам.
- Какие задачи были у Вас?
- На проекте я был экспертом по физике. И должен был прочитать две лекции, правда, одну из которых прочитать не успел, настолько насыщенная была программа. Та, которую я успел провести (даже два раза), это и не лекция, а, скорее, ток-шоу «Физика в сериале "Теория Большого взрыва"» — такое же, как мы провели в Универсальной библиотеке ОИЯИ имени Блохинцева в декабре прошлого года. Я показывал фрагмент из сериала и рассказывал про физические понятия и теории, которые там упоминаются.
К концу рейса заболел куратор одного из детских потоков и я его подменил. Это был совершенно незабываемый опыт!
- Как вы провели день на Северном полюсе?
- Мы дошли до полюса утром, в 8:16, даже пари заключали, кто ближе угадает время. Перед прибытием включился обратный отсчет: до полюса 5 км, 4 км, …, 1 км, потом отсчет оставшихся метров, потом ледокол дал гудок и стали швартоваться. Долго выбирали место для швартовки, наконец, остановились и высадились. Поставили три фотозоны. Можно было сфотографироваться с указателем полюса, с якорем и с канатом, как будто ты на канате тянешь ледокол. И все фотографировались и радовались, а потом еще были съемки видеоклипа. Не знаю, насколько я могу о нем сейчас рассказать — клип смонтируют по окончании экспедиции. Но было забавно, как мы снимались и танцевали под припев этого клипа. Конечно, была такая эйфория, передать словами невозможно.
- Марк, Вы участвуете в физическом эксперименте DANSS, который исследует потоки реакторных антинейтрино при помощи детектора, установленного в самом сердце Калининской АЭС, рядом с активной зоной энергетического реактора станции. Не возникло у вас желание расширить эксперимент и на реактор ледокола, установить рядом с ним нейтринный детектор?
- Да, про детектор мы, конечно, подумали. Не очень удобно ставить его на ледоколе, потому что он не всегда будет доступен, но реактор ледокола достаточно интересный, необычный. Возможно, это было бы полезно, если получится. Но пока это только мысли.
- Какие эмоции вы испытываете по окончании экспедиции?
- Насчет эмоций не знаю, пока в основном это «ААААА!» Все эмоции остались там: я приехал с восторженными глазами и, не то, чтобы опустошенный, просто не мог ни о чем другом думать. Вот только сейчас, может, стало получаться, а до этого никак не удавалось эти эмоции в слова облечь.