В журнале Materials вышла статья о разработке и изготовлении опытной партии ультранизкофонового конструкционного материала, необходимого при создании детекторов нового поколения для поиска слабо взаимодействующих частиц тёмной материи. Полученный материал на основе полиметилметакрилата и редкоземельного металла гадолиния практически не создает радиоактивный фон и может замедлять и эффективно поглощать нейтроны. Над задачей несколько лет трудился коллектив учёных из РХТУ им. Д. И. Менделеева, НИИЯФ им. Д. В. Скобельцына МГУ, НИУ «БелГУ» и ЛЯП ОИЯИ. Исследования выполнялись в рамках участия российских учёных в международном эксперименте DarkSide-20k — одном из крупнейших проектов по поиску частиц темной материи. Детектор планируют запустить в 2025—2026 гг. в подземной низкофоновой лаборатории Гран-Сассо в Италии.

В субботу, 12 декабря 2020 г., в китайской провинции Гуандун пройдет церемония закрытия установки международного нейтринного эксперимента Daya Bay. Ученые переходят к окончательному анализу данных.

Впервые в России в условиях уникальной подземной низкофоновой лаборатории Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН проведены биологические исследования по оценке влияния пониженного радиационного фона на сложные модельные организмы. В качестве модели был использован классический объект генетических исследований — плодовая мушка Drosophila melanogaster. Проведенный эксперимент показал отсутствие влияния пониженного радиационного фона на этот модельный организм.

Участники международной коллаборации Borexino объявили о первом наблюдении нейтрино из реакций углеродно-азотного цикла в Солнце. Это экспериментально подтверждает второй механизм генерации энергии в звездах. Ранее наблюдались нейтрино только из протон-протонного цикла. Открытие имеет первостепенное значение для астрофизики, так как в звездах более массивных, чем Солнце, энергия выделяется в основном за счет углеродно-азотного цикла. Результаты исследования опубликованы в Nature.

Недавно завершился пучковой сеанс на ускорителе ELSA Боннского университета, в котором принимали активное участие сотрудники Сектора низких температур Лаборатории ядерных проблем (СНТ ЛЯП). Модернизированная установка Crystal Barrel на ускорителе ELSA в Боннском университете позволяет измерять двойные поляризационные наблюдаемые для реакций фоторождения нейтральных мезонов. Именно эти измерения являются ключевыми в поиске «недостающих» резонансов при изучении процессов фоторождения мезонов и гиперонов на протонах.

Подробнее...Детектор Borexino в Национальной лаборатории Гран-Са́ссоНейтринная геофизика как отдельная дисциплина сформировалась совсем недавно. Эта быстроразвивающаяся область науки на стыке геологии, геофизики и физики частиц изучает внутреннее строение Земли по наблюдениям потоков антинейтрино, сопровождающих распад радиоактивных элементов в коре и мантии Земли. Вклад радиоактивных распадов в полное тепловыделение Земли (радиогенное тепло) определяет тепловую историю Земли и ограничивает геофизические модели Земли.

Результаты поиска безнейтринного двойного (0νββ) бета-распада 76Ge в эксперименте GERDA (GERmanium Detector Array) опубликованы в новом номере журнала Physical Review Letters. Более того, статья стала «выбором редакции» этого издания. И хотя искомый сигнал не был обнаружен, все цели финальной фазы эксперимента успешно достигнуты.

Подробнее...Все живые организмы на Земле возникли и эволюционировали в условиях естественного радиационного фона. Поэтому реакция живых объектов на почти полное подавление естественного радиационного фона в глубоких подземных лабораториях, где занимаются исследованиями нейтрино, интересует биологов всего мира на протяжении многих лет. В ноябре 2019 года в Секторе молекулярной генетики ЛЯП ОИЯИ совместно с Лабораторией низкофоновых исследований БНО ИЯИ РАН были начаты эксперименты в уникальных условиях низкофоновой лаборатории DULB-4900 (п. Нейтрино, Кабардино-Балкария), расположенной на расстоянии 4 километров от входа в тоннель на глубине около двух километров под вершиной пика Андырчи (3937 м).

Подробнее...В ноябрьском номере европейского физического журнала  EPJ C вышла статья коллаборации Borexino, в которой обсуждается чувствительность детектора к CNO-нейтрино в зависимости от выбора стратегии по ограничению двух основных фонов в измерении: нейтрино от  pp-цепочки и событий распада висмута-210 в сцинтилляторе. В предположении потока нейтрино, предсказываемого одним из вариантов стандартной модели Солнца, при экспозиции в 1000 дней Borexino оказался чувствителен к CNO-нейтрино на уровне, превышающем три сигма.  При тех же предположениях точность измерения потока CNO-нейтрино составит 23% при ограничении скорости счета событий висмута-210 на уровне 1.5 события в день на 100 тонн сцинтиллятора. Для будущих экспериментов с более высокой точностью измерения потока CNO-нейтрино оценена вероятность выявить более достоверную из двух моделей Солнца - с высокой и низкой металличностью. Эта статья дополняет недавно опубликованную в Nature.

Нейтринные эксперименты MINOS+ и Daya Bay объединили результаты своих исследований, чтобы подвергнуть тщательной проверке гипотезу о существовании стерильных нейтрино.

Международная группа из более чем 260 ученых установила наиболее строгие ограничения гипотезы о существовании стерильных нейтрино. Ученые двух крупных международных коллабораций: эксперимента Daya Bay (Китай) и эксперимента MINOS+ (Фермилаб, США), на страницах журнала Physical Review Letters (Phys. Rev. Lett. 125, 071801 (2020)сообщают о выводах проведенного анализа, которые исключают осцилляции в стерильное нейтрино как основное объяснение неожиданных результатов наблюдений в недавних экспериментах LSND и MiniBooNE.