Девятнадцатого октября 2021 года, в 15:46, после почти трехлетнего перерыва на модернизацию произошло знаменательное для коллаборации ATLAS событие: было записано первое столкновение пучков протонов с защитными коллиматорами во время планового тестирования детектора и ускорителя перед началом основного набора данных в 2022 году.

Впервые в России в условиях уникальной подземной низкофоновой лаборатории Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН проведены биологические исследования по оценке влияния пониженного радиационного фона на сложные модельные организмы. В качестве модели был использован классический объект генетических исследований — плодовая мушка Drosophila melanogaster. Проведенный эксперимент показал отсутствие влияния пониженного радиационного фона на этот модельный организм.

Подготовка проекта международного нейтринного эксперимента Deep Underground Neutrino Experiment (DUNE) на базе ускорительного комплекса Национальной лаборатории им. Энрико Ферми (Фермилаб, США) началась уже давно. Важной вехой для всего проекта стала церемония начала строительства инфраструктуры дальнего детектора 21 июля 2017 года. Сегодня проект DUNE насчитывает более 1000 ученых из различных стран мира, и среди участников этой большой международной коллаборации — ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ). Запуск эксперимента DUNE планируется после 2025 года.

О значении проекта DUNE для мировой науки, его задачах и этапах, а также об участии и роли в проекте группы ОИЯИ рассказывает один из ее руководителей, кандидат физико-математических наук, начальник Сектора методических исследований Научно-экспериментального отдела физики элементарных частиц (НЭОФЭЧ) ЛЯП ОИЯИ Николай Анфимов.

Недавно завершился пучковой сеанс на ускорителе ELSA Боннского университета, в котором принимали активное участие сотрудники Сектора низких температур Лаборатории ядерных проблем (СНТ ЛЯП). Модернизированная установка Crystal Barrel на ускорителе ELSA в Боннском университете позволяет измерять двойные поляризационные наблюдаемые для реакций фоторождения нейтральных мезонов. Именно эти измерения являются ключевыми в поиске «недостающих» резонансов при изучении процессов фоторождения мезонов и гиперонов на протонах.

Эцио Превитали (Ezio Previtali), директор Национальной лаборатории Гран-Сассо, поздравил членов коллаборации с беспрецедентными результатами, полученными экспериментом Borexino. По его мнению, Borexino можно считать одним из самых значимых экспериментов в области физики нейтрино, когда-либо реализованных в мире.

Несмотря на остановку детектора, коллаборация Borexino продолжит работу как минимум в течение двух лет. Планируется завершить обработку накопленных данных. Особое внимание будет уделено данным, полученным в период после термоизоляции детектора до его остановки.

Результаты поиска безнейтринного двойного (0νββ) бета-распада 76Ge в эксперименте GERDA (GERmanium Detector Array) опубликованы в новом номере журнала Physical Review Letters. Более того, статья стала «выбором редакции» этого издания. И хотя искомый сигнал не был обнаружен, все цели финальной фазы эксперимента успешно достигнуты.

Были получены первые результаты на экспериментальной установке νGeN, направленной на поиск когерентного рассеяния нейтрино и других взаимодействий. Измерения с первым детектором  спектрометра νGeN показали отсутствие существенных различий в спектрах в области низких энергий при работающем и остановленном реакторе. Сегодня исследования когерентного упругого рассеяния нейтрино (КРН) на ядрах вещества представляют большой интерес для физического сообщества. Этот процесс до сих пор не был обнаружен для реакторных нейтрино. В случае обнаружения, он откроет возможность поиска новой физики через поиск нестандартных взаимодействий нейтрино, а также поиска стерильных нейтрино и других исследований. Более того, он откроет возможность проведения прикладных исследований, таких как мониторинг мощности реакторов и его удаленного контроля.

Подробнее...В ноябрьском номере европейского физического журнала  EPJ C вышла статья коллаборации Borexino, в которой обсуждается чувствительность детектора к CNO-нейтрино в зависимости от выбора стратегии по ограничению двух основных фонов в измерении: нейтрино от  pp-цепочки и событий распада висмута-210 в сцинтилляторе. В предположении потока нейтрино, предсказываемого одним из вариантов стандартной модели Солнца, при экспозиции в 1000 дней Borexino оказался чувствителен к CNO-нейтрино на уровне, превышающем три сигма.  При тех же предположениях точность измерения потока CNO-нейтрино составит 23% при ограничении скорости счета событий висмута-210 на уровне 1.5 события в день на 100 тонн сцинтиллятора. Для будущих экспериментов с более высокой точностью измерения потока CNO-нейтрино оценена вероятность выявить более достоверную из двух моделей Солнца - с высокой и низкой металличностью. Эта статья дополняет недавно опубликованную в Nature.

В журнале Materials вышла статья о разработке и изготовлении опытной партии ультранизкофонового конструкционного материала, необходимого при создании детекторов нового поколения для поиска слабо взаимодействующих частиц тёмной материи. Полученный материал на основе полиметилметакрилата и редкоземельного металла гадолиния практически не создает радиоактивный фон и может замедлять и эффективно поглощать нейтроны. Над задачей несколько лет трудился коллектив учёных из РХТУ им. Д. И. Менделеева, НИИЯФ им. Д. В. Скобельцына МГУ, НИУ «БелГУ» и ЛЯП ОИЯИ. Исследования выполнялись в рамках участия российских учёных в международном эксперименте DarkSide-20k — одном из крупнейших проектов по поиску частиц темной материи. Детектор планируют запустить в 2025—2026 гг. в подземной низкофоновой лаборатории Гран-Сассо в Италии.

В субботу, 12 декабря 2020 г., в китайской провинции Гуандун пройдет церемония закрытия установки международного нейтринного эксперимента Daya Bay. Ученые переходят к окончательному анализу данных.