Результаты поиска безнейтринного двойного (0νββ) бета-распада 76Ge в эксперименте GERDA (GERmanium Detector Array) опубликованы в новом номере журнала Physical Review Letters. Более того, статья стала «выбором редакции» этого издания. И хотя искомый сигнал не был обнаружен, все цели финальной фазы эксперимента успешно достигнуты.

Подробнее...В ноябрьском номере европейского физического журнала  EPJ C вышла статья коллаборации Borexino, в которой обсуждается чувствительность детектора к CNO-нейтрино в зависимости от выбора стратегии по ограничению двух основных фонов в измерении: нейтрино от  pp-цепочки и событий распада висмута-210 в сцинтилляторе. В предположении потока нейтрино, предсказываемого одним из вариантов стандартной модели Солнца, при экспозиции в 1000 дней Borexino оказался чувствителен к CNO-нейтрино на уровне, превышающем три сигма.  При тех же предположениях точность измерения потока CNO-нейтрино составит 23% при ограничении скорости счета событий висмута-210 на уровне 1.5 события в день на 100 тонн сцинтиллятора. Для будущих экспериментов с более высокой точностью измерения потока CNO-нейтрино оценена вероятность выявить более достоверную из двух моделей Солнца - с высокой и низкой металличностью. Эта статья дополняет недавно опубликованную в Nature.

В субботу, 12 декабря 2020 г., в китайской провинции Гуандун пройдет церемония закрытия установки международного нейтринного эксперимента Daya Bay. Ученые переходят к окончательному анализу данных.

Участники международной коллаборации Borexino объявили о первом наблюдении нейтрино из реакций углеродно-азотного цикла в Солнце. Это экспериментально подтверждает второй механизм генерации энергии в звездах. Ранее наблюдались нейтрино только из протон-протонного цикла. Открытие имеет первостепенное значение для астрофизики, так как в звездах более массивных, чем Солнце, энергия выделяется в основном за счет углеродно-азотного цикла. Результаты исследования опубликованы в Nature.

Подробнее...Детектор Borexino в Национальной лаборатории Гран-Са́ссоНейтринная геофизика как отдельная дисциплина сформировалась совсем недавно. Эта быстроразвивающаяся область науки на стыке геологии, геофизики и физики частиц изучает внутреннее строение Земли по наблюдениям потоков антинейтрино, сопровождающих распад радиоактивных элементов в коре и мантии Земли. Вклад радиоактивных распадов в полное тепловыделение Земли (радиогенное тепло) определяет тепловую историю Земли и ограничивает геофизические модели Земли.

Подробнее...Все живые организмы на Земле возникли и эволюционировали в условиях естественного радиационного фона. Поэтому реакция живых объектов на почти полное подавление естественного радиационного фона в глубоких подземных лабораториях, где занимаются исследованиями нейтрино, интересует биологов всего мира на протяжении многих лет. В ноябре 2019 года в Секторе молекулярной генетики ЛЯП ОИЯИ совместно с Лабораторией низкофоновых исследований БНО ИЯИ РАН были начаты эксперименты в уникальных условиях низкофоновой лаборатории DULB-4900 (п. Нейтрино, Кабардино-Балкария), расположенной на расстоянии 4 километров от входа в тоннель на глубине около двух километров под вершиной пика Андырчи (3937 м).