Очаровательная наука

Людмила Колупаева, физик

Ирина Титкова, физик

Галина Карамышева, физик

Елена Кравченко, биолог

Маргарита Александрова, биолог

Дания Зинатулина, физик
Лаборатория ядерных проблем им. В. П. Джелепова ОИЯИ начинает медиапроект «Очаровательная наука». Поводом послужил Международный день женщин в науке, который отмечается 11 февраля.
В нашей Лаборатории 19,4% научных сотрудников — женщины. Мы поговорили с некоторыми из них и узнали, сложно ли заниматься фундаментальной наукой, приходилось ли испытывать трудности в карьере, как наших героинь поддерживают родные и, вообще, женское ли это дело — наука.
На сайте ООН, в разделе, посвященном Дню женщин-ученых, отмечается, что «главными препятствиями для женщин в науке являются стереотипы и предубеждения в обществе». Героини нашего проекта размышляют и на эту тему и делятся со зрителями своим личным опытом.
Вдохновляющих примеров успешной работы женщин-ученых достаточно много. Показать эти примеры и рассказать о них — цель нашего проекта.
Интерес
к науке
«Я поняла, что хочу заниматься только этим»
Сфера деятельности Объединенного института ядерных исследований в первую очередь фундаментальная наука. Кто и как приходит в науку? Кто-то пошел в профильный вуз по совету родителей, кого-то увлек своим предметом школьный учитель, а кто-то заинтересовался наукой благодаря захватывающей книге.

Елена Кравченко
Мне сильно повезло, что я застала окончание эпохи советских образовательных передач. В одной из них разбиралась тема из генетики: почему сиамская кошка выглядит как сиамская кошка. Там очень красивый механизм, который до сих пор приводит меня в полный восторг: окраска сиамской кошки зависит от того, как работает определенный ген. <...> Я была настолько поражена красотой этого решения, красотой этой генетической программы, что поняла: я хочу заниматься только этим. Собственно, главный интерес был заложен тогда. Я захотела понимать, как работают генетические программы, как ими управлять и как создавать собственные.





Галина Анатольевна Карамышева
У нас была самая сильная школа города. И мне повезло с учителем. Людмила Николаевна преподавала у меня всего один год. Но именно она и определила мой выбор. Она умела и любила решать задачи по физике, давала сложные задачи. А ребенку не так много нужно, совсем не обязательно его «тренировать». Важно заинтересовать, показать.

Дания Зинатулина
Такой толчок мне дал мой дедушка. Он показал мне, что наша жизнь невозможна без физики. Дедушка был начальником одной из строек Средмаша, имел два образования и очень любил и физику, и математику. Когда однажды я принесла из школы тройку по физике, дедушка был совершенно обескуражен. Я ему объяснила, что не понимаю предмет. И вот в течение недели, пока длились каникулы, мы каждый день садились, открывали школьный учебник, и дедушка объяснял мне всё, что было непонятно. «Залог твоего успеха, — говорил дедушка, — знать материал наперед». Я стала применять этот метод на практике. Пошли пятерки, а главное — пришло понимание физики.
Хорошо, если наука интересна будущему учёному: естественные науки сложны в изучении, а интерес помогает преодолевать трудности, а также рутину. Как мы видим из примеров наших героинь, семья и школьные педагоги вполне могут помочь развить интерес.
Наши собеседницы отмечают, что занятия точными науками требуют таких качеств, как «технический склад ума» (Д. Зинатулина), «умение работать самостоятельно, умение не только решить какую-то задачу, но и поставить ее перед собой, увидеть ее» (Г. Карамышева), «усидчивость и терпение» (М. Александрова).
Студентам нередко приходится прикладывать много стараний, чтобы начать понимать профильные предметы, разбираться в них. Зачастую эти «сверхусилия» могут стать причиной разочарования в своем выборе, а позже и причиной отказа от работы по специальности.
Начало
карьеры
«Пробовать разное, искать себя»
Первые годы в научной организации, пожалуй, самые сложные. Выпускник попадает в мир реальной науки и вынужден параллельно с работой расширять свои знания и умения.
По словам Людмилы Колупаевой, вузы, давая основу, часто «запаздывают в сравнении с современной наукой, которая прямо сейчас делается в научных центрах». «У студента, как и у школьника, нет практически никакого понимания, что сегодня происходит в исследовательских институтах», — добавляет она.




Иногда оказывается, что выбор направления при поступлении в вуз был ошибочным. Ирина Титкова считает, что «понять, чего ты хочешь, до вуза невозможно. В семнадцать лет понять этого нельзя, и в восемнадцать нельзя. То, что в некоторых странах совершеннолетие наступает в двадцать один год, совершенно правильно. Только тогда человек может начать задумываться и что-то выбирать. У меня это вообще получилось в тридцать три года». Пришлось восполнять недостающие знания параллельно с работой.




Маргарита Васильевна Александрова не знала, что своё самое сильное в жизни увлечение она найдет позже и в совсем другой области. Окончила Пензенский политехнический институт, пойти в который посоветовала мама, проработала несколько лет по технической специальности в Обнинске. Работала хорошо, но без интереса. Потом через клуб молодых ученых увлеклась генетикой. Перешла в Институт медицинской радиологии, отдел биофизики. Новую профессию осваивала самостоятельно, классического биологического образования не получила. Затем закончила аспирантуру, защитила диссертацию.




Получается, что начало научной карьеры — это трудное, но интересное время поиска себя в науке. Дания Зинатулина советует «не уходить в узкие направления, пробовать разное, искать себя. Пробовать и не сдаваться».




Семья
и работа
«Без их поддержки я бы не справилась»
Семья, особенно с детьми, многим кажется основной трудностью для построения успешной научной карьеры. Семья требует времени и сил, дети могут заболеть, когда нужно уезжать в командировку, а отчетный концерт хора придется как раз на вечерний созвон с зарубежными коллегами. Наши героини не отрицают: да, сочетать семью и науку сложно. Кому-то приходилось работать за компьютером с малышом на руках, кому-то — усадив одного ребенка играть слева от себя, а другого справа. В то же время именно семья поддерживает человека в трудную минуту, воодушевляет его на принятие важного решения.

Ирина Титкова
Ирине Титковой с маленькой дочкой очень помогли родители: «У меня мама просто взялась сидеть с ребенком».
Ирине очень много времени приходилось проводить в зарубежных командировках. А когда дочь подросла и бабушка не смогла справляться со своенравным подростком, пришлось отказаться от командировок и взять «в нагрузку» преподавание в университете. Теперь дочь выросла, стала талантливым программистом, работает в Google.

Галина Анатольевна Карамышева
Галина Карамышева считает, что если семья и руководство на стороне женщины, то в науке ей будет комфортнее, чем во многих других областях. Ей самой очень повезло: руководитель разрешал приходить на работу в вечернее время (в научной сфере вы можете не быть привязанной к какому-то строгому графику, как врач или учитель), а муж, приходя вечером с работы, брал на себя заботу о детях.

Дания Зинатулина
Дания Зинатулина благодарна за поддержку мужу, а еще маме и брату, которые всегда приходят на помощь семье с двумя детьми. У Дании сложный рабочий график с поздними совещаниями и длительными командировками. Семья помогает Дании, и она чувствует себя счастливой и дома, и на работе.
Научные
проекты
«Работа, которой занимаешься с радостью»
Каждая из наших собеседниц идёт в науке своим путем. И всё же их всех объединяет то, что они любят свою работу и добиваются впечатляющих результатов в своих областях исследований.

Людмила Колупаева
Кандидат физико-математических наук Людмила Колупаева закончила физический факультет МГУ в 2017 году, а уже в 2021 защитила диссертацию по теме «Анализ данных эксперимента NOvA с целью измерения параметров осцилляций нейтрино». Она научный сотрудник Сектора ускорительных нейтрино Научно-экспериментального отдела физики элементарных частиц ЛЯП ОИЯИ.
С 2015 года участвует в ускорительном эксперименте NOvA по изучению осцилляций нейтрино (Fermilab, США), а с 2020 года — в международном ускорительном нейтринном эксперименте DUNE. Людмила — стипендиат конкурсов и премий для молодых учёных.

Ирина Титкова
Кандидат физико-математических наук Ирина Титкова окончила МФТИ по специальности прикладная математика и физика. В 2002 году защитила диссертацию по теме «Магнитная структура накопителя электронов со встроенным сильнополевым генератором излучения».
С 2009 года и до настоящего времени Ирина — ученый секретарь ЛЯП ОИЯИ. В задачи ученого секретаря входят: подготовка материалов для годовых планов и научных отчетов Лаборатории; подготовка материалов для рассмотрения на сессиях Программно-консультативных комитетов и Ученого совета ОИЯИ; учёт выполненных и направленных для публикации научных работ и докладов; контроль правильности оформления работ и экспертных протоколов.

Галина Анатольевна Карамышева
Доктор физико-математических наук, начальник Научно-экспериментального отдела новых ускорителей ЛЯП ОИЯИ Галина Карамышева закончила МИФИ. В 2001 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Динамика частиц в сильноточных циклотронах с пространственной вариацией поля», в 2013 году — докторскую по теме «Разработка и оптимизация циклотронов для медицинских применений».
С 2005 года работала над проектом циклотрона С400, предназначенного для адронной терапии. C 2016 года руководит разработкой проектов циклотронов для протонной терапии.
В настоящее время под руководством Г. А. Карамышевой разработан проект медицинского циклотрона MSC-230. Предстоит не только изготовить циклотрон, но и создать центр для медико-биологических исследований, в частности для изучения флэш-терапии — нового метода облучения ультракороткими мощными импульсами.

Елена Кравченко
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ЛЯП ОИЯИ Елена Кравченко — выпускница биологического факультета МГУ. В 2005 году она защитила диссертацию по теме «Роль gypsy инсулятора в процессах трансвекции у D. melanogaster». В ОИЯИ Елена Владимировна возглавляет Сектор молекулярной генетики клетки ЛЯП ОИЯИ и руководит проектом Dsup (Damage suppressor).
Сектор Е. В. Кравченко сейчас занимается тремя направлениями исследований: изучением свойств уникальных белков тихоходок, а также созданием модельных организмов, продуцирующих такие белки; анализом влияния пониженного радиационного фона на модельные организмы (совместно с ИЯИ РАН на базе Баксанской нейтринной обсерватории); биомониторингом Байкала — наблюдением за показателями загрязнения вод озера тяжелыми металлами (совместно с ЛНФ ОИЯИ).

Маргарита Васильевна Александрова
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ЛЯП ОИЯИ Маргарита Васильевна Александрова закончила Пензенский политехнический институт. В 1990 году защитила диссертацию по теме «Распределение умеренных повторов и сайтов радиационного мутагенеза в геноме Drosophila melanogaster».
Работает в Группе молекулярной и радиационной генетики ЛЯП ОИЯИ. На плечах Маргариты Васильевны лежит выполнение основных задач в проекте «Радиоген», в молекулярно-генетических экспериментах, поддержанных грантами РФФИ, Минобрнауки и Госпрограммы «Приоритетные направления генетики».

Дания Зинатулина
Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Сектора слабых взаимодействий Научно-экспериментального отдела ядерной спектроскопии и радиохимии Дания Зинатулина окончила Воронежский государственный университет по специальности медицинская физика. В 2019 году защитила диссертацию по теме «Исследование мюонного захвата для двойного бета-распада».
Она руководит международным проектом MONUMENT (PSI, Швейцария) (измерение обычного мюонного захвата на нескольких изотопах) и участвует в экспериментах LEGEND/GERDA (поиск безнейтринного двойного бета-распада) и DANSS (исследование реакторных антинейтрино).
Трудности
«Это были точки роста»
Какие трудности могут ждать в научной карьере? Есть ли какие-то особые сложности в работе женщин-учёных? Почему в естественных науках доля женщин чуть больше 20%?
Рассказы наших героинь свидетельствуют о том, что есть общие — и для мужчин, и для женщин — трудности, которые в основном связаны с попаданием в стагнирующие сферы науки, где мало интересных проектов и нет движения; с необходимостью переквалификации при смене научного направления (а одновременно учиться и работать непросто); с небольшой зарплатой начинающих учёных. А еще есть длительные командировки, ночные смены на установках и онлайн-совещания поздно вечером с коллегами из коллабораций в других часовых поясах.
Есть также проблемы, с которыми сталкиваются только женщины. ООН считает, что «главными препятствиями для женщин в науке являются стереотипы и предубеждения в обществе». «Зачем тебе эта наука?», «Вы много видели женщин-академиков?», «Уйдешь в декрет и в науку не вернёшься» — такие фразы может услышать девушка от родителей, знакомых и коллег. Кстати, девушек не мотивирует идти в науку и малое количество женщин среди руководителей, обладателей высоких научных званий и лауреатов премий. Если бы женщины, занимающие такие должности и обладающие такими званиями, были бы представлены в науке в равной степени с мужчинами, это могло бы служить примером успешной самореализации женщин и привлекать в науку больше девушек.
Уход в декрет может стать причиной отставания в науке, и, если руководство и коллеги не помогут, возвращение не будет простым. Здесь важна и поддержка семьи.
В конце прошлого века некоторые из наших героинь только начинали свой путь в науке и уже тогда сталкивались со сложностями. Однажды И. В. Титкова обнаружила, что ее выплаты по гранту в четыре раза меньше, чем у ее коллег: «Я работала в команде, как все, а получала меньше». Исправить ситуацию руководство отказалось. «К мужчине бы так не отнеслись», — уверена Ирина Викторовна.

Галина Анатольевна Карамышева
Я поехала в Дубну, несмотря на то, что меня предупреждали: девушку потом на работу всё равно не возьмут. Потому что конкуренция была высокая, могли выбирать. Конечно, выберут мальчика. Ну что там говорить, дети пойдут, а это на два-три года женщина выпадает из работы.




Г. А. Карамышевой пришлось идти на прием к депутату, чтобы добиться вакансии, положенной ей по закону о молодых специалистах. «Нужны законы, и тогда не будет никакой дискриминации», — считает Галина Анатольевна. Важно также «создавать условия для возвращения из декретного отпуска», поддерживать женщину, пока она воспитывает маленьких детей. «Должно быть и какое-то снисхождение, и условия», — уверена Г. А. Карамышева. В качестве примера она приводит опыт своих зарубежных коллег.
У наших собеседниц все получилось: сложилась карьера, состоялись серьезные проекты, были достигнуты важные результаты. Упорство, любовь к науке, поддержка семьи и руководства — вот что помогло нашим героиням.
Они отмечают, что в Объединенном институте ядерных исследований сейчас работать комфортно. Людмила Колупаева говорит об этом так: «Отношения между коллегами в международных коллаборациях, в которых участвуют наши сотрудники, и демократические традиции сотрудничества в подразделениях Института служат основанием для оптимизма».
Увлечения
«Наука — это и есть увлечение»
Наши героини схожи в своей любви к науке и преданности ей. А вот увлечения у них разные. Как же они проводят свое свободное время, где отдыхают и откуда черпают силы?

Людмила Колупаева
Я люблю разного рода игровые виды спорта, где нужно состязаться, выигрывать. Потом настольные игры: у меня есть друзья, с которыми мы часто собираемся и играем <...>.
А еще я люблю читать.

Ирина Титкова
У меня была мечта — лютня. И я нашла преподавателя — в Москве есть лютневая школа, — она мне посоветовала мастера. Семихорная лютня ко мне приехала из Пинска. И вот мы занимаемся через Zoom.
А еще у меня была детская мечта: я хотела сесть на мотоцикл. И я это сделала! Я получила права и даже попробовала себя в мотокроссе.

Галина Анатольевна Карамышева
Наука — это и есть увлечение. Вот в этом её огромное преимущество. Это работа, которая делается с радостью. <...> Я люблю быть на природе, люблю купаться, плавать. <...> Я очень люблю, когда лето, когда солнце, когда море...

Елена Кравченко
Я очень люблю читать, у меня довольно большая библиотека. Я люблю гулять и люблю пить чай. Еще я очень люблю фотографировать грибы и выкладывать фото в Facebook. Я грибы не собираю, не готовлю, мне просто нравится фиксировать красоту этих творений природы.

Маргарита Васильевна Александрова
Летом мы живем на даче. Там у нас растут деревья, кустарники, газон, вот там мы отдыхаем. Это наше любимое место отдыха. А мое любимое занятие — выращивать розы. Огородом я не занимаюсь.

Дания Зинатулина
Я хожу в бассейн, очень люблю бассейн, занимаюсь с тренером. Вода очень помогает, когда надо подумать, настроиться, переключиться. Еще я могу пойти на тренировку, позаниматься и там оставить то напряжение, которое получила на работе, а потом уже идти домой.
Идеальный
день
«Мне кажется, что у меня каждый день идеальный»
Наши героини много работают, поэтому для большинства из них идеальный день — это тот день, когда можно выспаться, никуда не бежать и провести день с семьей.
Идеальный день может быть и на работе. Если в этот день будет успешно решена какая-нибудь трудная задача.
Вот как наши собеседницы описывают свой идеальный день.
Пожелания
«Идти за своей мечтой!»
Наши собеседницы дают советы будущим и начинающим учёным, делятся опытом, как не разочароваться в науке и идти за своей мечтой.

Людмила Колупаева
Что посоветовать школьникам и студентам? Ну, конечно же, читать. Участвовать в разного рода стажировках, смотреть, как делается реальная наука. Не та, которая им преподается в вузах. Она, хотя и является необходимым базисом для любого физика, тем не менее часто запаздывает по сравнению с современной наукой, которая прямо сейчас делается в научных центрах. То есть в первую очередь попробовать себя именно в этой науке, а потом решать, нравится или нет.

Ирина Титкова
Важно понять, что ты хочешь, чем ты горишь. А дальше просто идти за своей мечтой. Когда человек горит, когда ему интересно, он может горы свернуть. Он будет не спать ночами, будет пилить, крутить, формулы писать. А если ему не интересно, то он не будет это делать ни в детском саду, ни в институте — никогда. Стакан наполовину пуст или наполовину полон. Надо посмотреть с оптимистичной стороны и сказать: «Всё, я хочу туда». И идти туда. Разочарования будут. Дело не в том, что происходит, а в том, как ты на это смотришь. Если с полной стороны стакана, то: «Ну и ладно. И случилось. Хорошо. Точка роста. Пойду дальше». Всё очень просто: не надо сразу ставить себе цель стать кем-то. Не сделать и стать, а делать и быть.

Галина Анатольевна Карамышева
Важно, чтобы была мечта. Если есть эта мечта, есть желание, то для женщины занятие наукой — очень хорошая профессия! Даже возвращаться из декретного отпуска в науке удобно. Это во-первых. Во-вторых, это та профессия, которой ты можешь не прекращать заниматься, даже ухаживая за ребенком. Я не считаю, что наука — это какая-то более сложная профессия для женщины. Важно, независимо от того, женщина вы или мужчина, чтобы у вас было желание заниматься наукой, было умение изучать сложные дисциплины. А разочароваться в самой науке невозможно.

Елена Кравченко
Надо быть в первую очередь честным с собой. Нужно точно понимать, можешь ли ты сделать что-то реальное для науки. Я для себя поставила вопрос так: если я пойму, что не смогу сделать ничего важного, ничего интересного и не смогу соответствовать уровню, который я считаю достойным, то я уйду. И я бы хотела всем посоветовать быть честным с собой и понимать, нужны ли они науке, а не только нужна ли наука им.

Маргарита Васильевна Александрова
Начнем с приятного: с радости. Радости познания. Если интерес узнать что-то новое есть, не важно, какая это наука, тогда в науку идти надо. Если интереса нет — подожди, займись каким-то другим делом. < ... > И жизнь менять не бойтесь. Иногда это приносит очень много радости и положительных эмоций. И, главное, результат.

Дания Зинатулина
У человека должен быть интерес. Выделить направления и попробовать их. А когда человек выбрал направление и идет вперед, то никогда не сдаваться. Иногда человеку необходимы трудности, чтобы пойти дальше. Необходимо преодоление, чтобы начать видеть шире. И советую не уходить в узкие направления, надо пробовать разное, искать себя. Пробовать разное и не сдаваться.
О проекте
Медиапроект «Очаровательная наука» был подготовлен к Международному дню женщин в науке, который Генеральная Ассамблея ООН провозгласила в 2015 году.
В резолюции говорится, что праздник учрежден «для того, чтобы достичь полного и равного доступа женщин и девушек к науке, а также обеспечить гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин и девушек».
Мы упоминали, что женщины-учёные составляют 19,4% научных сотрудников Лаборатории ядерных проблем. Некоторые из них стали героинями нашего проекта. Мы поговорили с ними о многом: насколько вопросы гендерного равенства в науке актуальны в нашей стране, как можно расширить права и возможности женщин-ученых, а еще — как им удается всё успевать и оставаться увлечёнными и наукой, и жизнью.
Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) провёл анализ данных официальной статистики и социологических опросов по интересующей нас теме. Согласно этому анализу,
- почти 40% исследователей, работающих в России, — женщины;
- в 2019 г. численность женщин-исследователей составила 136,1 тыс. чел., что на 11,6% меньше, чем в 2010 г.;
- значительная часть исследователей-женщин — это молодые ученые в возрасте до 39 лет (42,5%);
- женщины-исследователи чаще привержены одному месту работы (63,2%), чем их коллеги мужчины (53,4%);
- при выборе места работы абсолютному большинству женщин (68,2%) очень важна социальная защищенность.
В нашей Лаборатории
- доля женщин-научных сотрудников составляет 19,4%;
- из них в возрасте до 40 лет — 54,9%;
- возрастные рамки — от 26 до 84 лет;
- из них 45,1% имеют ученую степень (20 кандидатов наук и 3 доктора наук).
Мы благодарны нашим героиням за их отзывчивость и искренность. Время подготовки проекта стало для нас временем размышлений и открытий, мы многое переосмыслили и на многое посмотрели по-новому.
Мы очень надеемся, что примеры успешных женщин-учёных нашей Лаборатории вдохновят тех девушек, которые уже сегодня задумываются о будущей научной карьере, поддержат их в принятии решения посвятить свою жизнь науке и со всей очевидностью покажут им, что, несмотря на все трудности, счастливая и полная смысла жизнь женщины в науке возможна. Просто, как говорят наши героини, надо понять, чего ты действительно хочешь, быть готовой к сложностям, воспринимать их как точки роста и идти за своей мечтой!
Группа научных коммуникаций ЛЯП ОИЯИ
Над проектом работали:
Валерия Кожевникова
веб-разработчик
веб-разработчица
Елена Дубовик
руководитель проекта dubovik@jinr.ru
руководительница проекта dubovik@jinr.ru
Мария Пилипенко
автор текстов, интервьюер
авторка текстов, интервьюерка
Анастасия Малышкина
видеограф
видеографиня
Дарья Конова
фотограф
фотографиня
Наталья Мазарская
переводчик, редактор
переводчица, редакторка
Ирина Сидорова
SMM-менеджер
SMM-менеджерка
Марина Мищенко
дизайнер, иллюстратор
художница
Хотите стать героиней нашего проекта? Пишите нам!