kamchatka 1В еженедельнике ОИЯИ «Дубна: наука, содружество, прогресс» № 39 2019г. вышла замечательная статья Галины Мялковской "Первая Камчатская: Часть 1. Знакомство", где она рассказывает о Камчатской школе по физике элементарных частиц и смежным темам - 2019. С позволения автора публикуем ее на нашем сайте.

С 23 по 27 сентября 2019 года в селе Паратунка Елизовского района впервые на Камчатской земле проходила школа по физике элементарных частиц и смежным темам. Организаторы: Объединенный институт ядерных исследований, ФГБООУ ВО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» и Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН. Участники: более 30 студентов, аспирантов, молодых ученых из Петропавловска-Камчатского, Москвы, Нальчика, Дубны, Санкт-Петербурга, учителя физики из школ Томска, Уфы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Москвы, Астаны (Казахстан), Мирного. Лекции и физический практикум проводили научные сотрудники ОИЯИ.

Часть 1. Знакомство

На открытии Камчатской школы по физике элементарных частиц и смежным темам проректор по научной, инновационной и международной деятельности КамГУ Вероника Николаевна Ефименко поздравила присутствующих с началом новой традиции, пожелала успеха и представила гостей церемонии.

kamchatka_ss2.jpgС приветственным словом к участникам обратилась министр образования и молодежной политики Камчатского края Александра Юрьевна Короткова: «Очень долгое время наш край был закрытой территорией, сюда можно было попасть только имея на это разрешение. Мы очень рады, что сегодня он открывается для всех – для посещающих Камчатку с целью туризма, для научных работников, для всех людей. Вы видите, насколько она сурова, но красива. И я надеюсь, что сегодня вы сможете не только обсудить важные темы, поделиться своими знаниями, посвятить в «свою веру» студентов, заразить их любовью к физике, но и провести время с пользой для здоровья…»

Ректор КамГУ Ирина Николаевна Хохлова отметила: «Это мероприятие свершилось благодаря энтузиастам Игорю Иванову и Дмитрию Наумову, которые ровно год назад приехали в наш университет, прочитали замечательную серию лекций для преподавателей, студентов, школьников Камчатского края, а потом сказали – мы проводим школы по всей России, а почему бы не сделать это на Камчатке? Сказано – сделано, мечта сбылась!.. С Камчатки начинается Россия, и мне очень хочется, чтобы наука тоже начиналась с Камчатки».

 

b_700_0_16777215_00_images_kamchatka_kamchatka_3.jpgИ.Н. Хохлова и В.Н. Ефименко

Пришло время ближе познакомиться с новыми партнерами ОИЯИ, которые с энтузиазмом поддержали инициативу нашего Института и оказали всевозможную поддержку. Но прежде – несколько слов о том, куда именно высадился институтский научный десант в этот раз.

Камчатка – полуостров, восточная граница России, омывается Охотским и Беринговым морями и Тихим океаном. Протяженность с севера на юг 1200 км, максимальная ширина 440 км. Регион относится к сейсмически активным зонам, здесь насчитывается более 300 вулканов, 29 из них действующие. Местные жители говорят, что частые землетрясения 3-4 балла – это хорошо, потому что Земля дышит, выпускает пар. Население Камчатского края более 300 тысяч человек, больше половины проживает в столице Петропавловске-Камчатском. В составе Камчатского края 88 населенных пунктов: 3 города, 29 поселков и 56 сел. В системе высшего образования – КамГУ, Технический университет и несколько филиалов вузов других регионов РФ.

КамГУ имени Витуса Беринга
Рассказывает ректор Ирина Николаевна Хохлова

В настоящее время Камчатский госуниверситет имеет пять факультетов. Это социально-экономический факультет, который выпускает учителей истории, менеджеров, экономистов, юристов, специалистов по публичной политике – как в очной, так и заочной форме обучения. Это физико-математический факультет, который готовит специалистов по ИТ-технологиям и учителей информатики. К сожалению, в этом году мы не набрали учителей математики и физики в связи с тем, что идет очень большой отток населения. Факультет филологии и межкультурной коммуникации. Это учителя русского языка и литературы, учителя иностранных языков и лингвисты-переводчики. Психолого-педагогический факультет готовит специалистов по психологии, логопедии, дефектологии, начальному образованию с профилем русского и математики, социальных педагогов.

У нас есть факультет дополнительного образования, где каждый желающий может получить либо другую специальность, либо переподготовку. Мы работаем не только с нашими студентами, но и с различными городскими и краевыми службами, которые при необходимости обращаются к нам, и мы осуществляем подготовку или переподготовку. Есть центр довузовской подготовки. Работаем с совсем маленькими детьми, которые готовятся идти в школу, есть среднее звено, с которыми занимаются наши преподаватели. Естественно, ведется подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Изначально мы были педагогическим институтом, потом выросли в классический университет. Поэтому у нас больше половины специальностей учительские, а такие как лингвистика, специалист по ИТ-технологиям, прикладная информатика, психолог и так далее – это уже университетские специальности.

В этом году мы приняли 259 человек на бюджетное направление. Сейчас продолжаются наборы в магистратуру, аспирантуру, на заочное отделение. На настоящий момент у нас всего полторы тысячи студентов для получения высшего образования. Есть у нас еще среднее – для тех, кто поступает либо после 9-го класса, либо после 11-го. Поскольку мы выпускаем научно-педагогические кадры, все преподаватели у нас проводят научные исследования по тому направлению подготовки, которое они преподают. Это может быть исследование в сфере математического моделирования или по лингвистике, филологии, психологии. И научная составляющая у нас не менее важна, чем образовательная.

Учителей в камчатских школах не хватает. Мы даже идем на то, что позволяем студентам 2-4-х курсов непедагогических направлений учиться дополнительно по учительской программе и на выходе из университета они имеют два диплома. Это делается в том числе и для того, чтобы социально поддержать наших учеников. Жизнь такая штука – сегодня ты не собирался работать учителем, а завтра понадобилось. К сожалению, многие выпускники уезжают за пределы Камчатского края – и в Москву и за границу.

b_700_0_16777215_00_images_kamchatka_kamchatka_4s.jpg

Физико-математический факультет КамГУ
Рассказывает декан Роман Иванович Паровик

Практически с основания университета, с 1958 года, функционирует физико-математический факультет. Названия не менял ни разу. Это базовая структурная единица в университете. Мы выпускаем прикладных математиков и информатиков. Но, к сожалению, физиков мы лет 15 не готовим. У нас раньше были направления подготовки, связанные с педагогической деятельностью: учитель информатики, учитель математики, учитель физики, была отдельная кафедра физики. Видимо, столько их подготовили в свое время, что молодые люди по окончании университета не могли устроиться на работу.

Сейчас возникает острая кадровая проблема в школах – нехватка учителей математики и физики. Эта школа, я думаю, должна послужить толчком к тому, чтобы все-таки интерес проявился со стороны школьников. Я рассчитываю, что упор будет делаться на школьников в целях профориентационной работы. И если эта школа будет традиционной, мы нашу проблему решим. Сейчас мы выходим из ситуации благодаря системе двойных дипломов.

Специфика нашего региона заключается в том, что наука направлена на сейсмологию, прогнозирование землетрясений, и мы активно сотрудничаем с академическими институтами. Это Институт космофизических исследований и распространения радиоволн, один из организаторов школы, а также Камчатский филиал геодезической службы РАН и Институт вулканологии. Ребята там проходят практику, некоторые потом трудоустраиваются. В основном это геофизика, математическое моделирование в геофизике.

В сентябре прошлого года Игорь Иванов и Дмитрий Наумов приехали сюда, прочитали лекции, заинтересовали часть молодежи. С ответным визитом в декабре прошлого года мы приезжали в Дубну, наша делегация состояла из семи человек. Для нас проводили ознакомительные лекции и экскурсии, показали реактор, суперкомпьютер, много интересного. Мы подписали договор о сотрудничестве с ОИЯИ, в котором, помимо всего, прописано создание и проведение школы, помощь кадрами, взаимная поддержка.

b_700_0_16777215_00_images_kamchatka_kamchatka_5s.jpgИ.П.Иванов, Д.В.Наумов, Ю.В.Марапулец, Р.И.Паровик

Рассказывает директор Юрий Валентинович Марапулец

Наш Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН был создан на базе магнитосферных обсерваторий, расположенных по всему Дальнему Востоку. Первоначально в институт вошли обсерватории, расположенные на мысе Шмидта, это Чукотка; в поселке Стекольный под Магаданом и на Камчатке. В начале 60-х годов проводился Всемирный геофизический год, и было принято решение о создании магнитосферных и ионосферных лабораторий и обсерваторий по всему миру. В частности, все обсерватории Дальнего Востока были объединены под началом нашего института, чуть позже присоединились еще две обсерватории – под Хабаровском и на острове Сахалин.

Основные направления исследований института – это изучение космической погоды, взаимосвязи Земли и Солнца, исследование атмосферы. Наш институт активно работает в содружестве институтов Национального гелиогеофизического комплекса РАН, взаимодействует с коллегами из Германии, Японии, Америки. Проводим совместные исследования, выходят совместные публикации. Три наших обсерватории – в Магадане, в Хабаровске и в Паратунке – входят в международную систему мониторинга состояния магнитного поля Земли INTERMAGNET. Если говорить о Камчатке, еще одно направление исследований связано с повышенной сейсмичностью полуострова. Мы исследуем влияние солнца на сейсмичность Камчатки, взаимодействие атмосферы и литосферы в условиях сейсмоактивного региона.

Наша лидарная станция диагностики средней и верхней атмосферы – уникальная лазерная установка, произведена во Франции. Во всех обсерваториях института установлено современное магнитометрическое оборудование канадского производства, кроме этого есть японские приборы. В сотрудничестве с Росгидрометом мы изучаем состояние атмосферы с использованием ионосферных станций. В Паратунке установлена отечественная станция «Парус». Это радар, отслеживающий в радиодиапазоне состояние отражающих слоев атмосферы. Есть в институте еще лаборатории математического анализа физических процессов и системного анализа. Мы активно развиваем направление параллельных вычислений на базе видеокарт. Нашими сотрудниками созданы бюджетные вычислительные системы. На этой базе мы производим достаточно высокопроизводительные вычисления для моделирования процессов в атмосфере, взаимодействия литосферы и атмосферы.

Кроме того, у нас есть еще лазерный деформограф-интерферометр на станции регистрации высокочастотных сейсмических шумов «Карымшина» в 20 километрах от Паратунки. Это комплекс акустических систем, который исследует поведение акустического поля в приповерхностных породах и приземном слое атмосферы. До сих пор не выяснена природа возникновения атмосферных предвестников землетрясения. Один из возможных механизмов – это акустическое поле, которое возникает из-за повышенной деформации в породах и дальше проникает в атмосферу.

И если говорить о последних достижениях, в этом году работа станции «Карымшина» была переведена на солнечную энергию: построена автоматическая солнечная электростанция. Это технические решения, но они в поддержку научным исследованиям, потому, что станция удалена, работа дизеля всегда вызывает большие проблемы.

По возрасту ученых, у нас, наверное, самый молодой институт на Дальнем Востоке. Порядка 70 процентов составляют молодые ученые в возрасте до 40 лет. Из них процентов 80 уже кандидаты физико-математических или технических наук. Это в основном местные кадры, выпускники Университета имени В. Беринга и Технического университета. Мы сами там преподаем, выбираем наиболее талантливых ребят, приобщаем к науке с младших курсов.

Ситуация с высшим образованием еще совсем недавно была гораздо лучше. К сожалению, переход на подушевое финансирование в высшем образовании, в результате которого происходит существенное сокращение научно-педагогических кадров, приводит к плачевному состоянию в местных университетах. По моему мнению, это может привести к краху регионального образования. Например, КамГУ имени В. Беринга еще лет 7-8 назад входил в первую сотню университетов нашей страны, у него было самое высокое место здесь, на Дальнем Востоке. Выпускались специалисты с очень серьезной подготовкой. Например, декан физико-математического факультета КамГУ имени В. Беринга Р. И. Паровик, сам выпускник этого университета, достаточно быстро защитился, еще обучаясь в аспирантуре нашего института. И таких примеров достаточно много.

***

На первый взгляд, отсутствие ядерно-физических научных центров в регионе или физических научных школ с многолетней историей идет вразрез с тематикой школы. Однако резон начинать просветительскую работу здесь очевиден:

«Эта школа – мероприятие уникальное для Камчатки, – отметил на открытии сопредседатель оргкомитета школы Игорь Иванов (CFTP IST, ЛЯП). – С одной стороны, физика элементарных частиц – одна из самых горячих тем современной физики, то, чем в основном и занимается ОИЯИ. С другой стороны, в чистом виде она на Камчатке не изучается. Однако это вовсе не значит, что здесь нет интереса к физике элементарных частиц. Интерес есть, и он связан не только с чистым научным любопытством, но и с реальными перспективами взаимодействия Камчатского края с ОИЯИ и другими научными центрами. Дело в том, что физика элементарных частиц, кроме всего прочего, это инструмент изучения окружающего мира. С помощью элементарных частиц и связанных с ними технологий можно изучать вулканы, сейсмические явления и другие процессы, которые здесь происходят. Мы надеемся, что эта школа послужит толчком для долговременного сотрудничества. И ОИЯИ здесь выступает не в качестве пылесоса, который вытягивает кадры из регионов. Мы хотим инициировать научные исследования здесь, на Камчатке, в партнерстве с нами. ОИЯИ не только научная организация, но и образовательная. Одна из миссий Института – возрождение науки физики по всей России. И мы очень надеемся, что с этой школы начнется возрождение физического образования на Камчатке».

И, конечно, повествование о новом месте, организациях и коллегах было бы неполным без упоминания санатория «Жемчужина Камчатки», на базе которого проходила школа. Он расположен в селе Паратунка, знаменитом курорте с термальными водами и возможностью круглогодичного купания. Большой парк, заросший живописно искривленными березами, свойственное Камчатке высокотравье. Чистейший воздух, тишина, влажное дыхание осени. Балкон возле лекционного зала с видом на вилючинские сопки и реку Паратунка. Открытые бассейны с горячей водой, белые домики среди деревьев с пожелтевшей листвой, доброжелательный персонал. В общем, все условия, чтобы совместить обучение с лечением или омоложением, или новыми впечатлениями – кому как больше нравится.

 alt= b_700_0_16777215_00_images_kamchatka_kamchatka_7.jpg b_700_0_16777215_00_images_kamchatka_kamchatka_8.jpg

Галина Мялковская, Еженедельник ОИЯИ,
фото автора

 

Продолжение следует