ka41 8В еженедельнике ОИЯИ «Дубна: наука, содружество, прогресс» № 41 2019 г. вышла заключительная часть статьи Галины Мялковской "Первая Камчатская: Часть 3. Послесловие", где она рассказывает о Камчатской школе по физике элементарных частиц и смежным темам - 2019. С позволения автора публикуем ее на нашем сайте.

Часть 3. Послесловие

Пять дней промелькнули как один. Что увезут с собой участники школы? Конспекты в фирменных блокнотах, сертификаты об окончании, новые контакты в мобильных, фотографии и… очень-очень много физической информации, которую можно будет еще долго осмысливать, дополнять, адаптировать. Какие выводы сделали для себя организаторы? Год предварительной работы увенчался успехом, подведены итоги, намечены планы. Подробности — в нескольких интервью.

Начало статьи Еженедельника ОИЯИ о Камчатской школе

Вторая часть статьи Еженедельника ОИЯИ о Камчатской школе

 

ka41-2.jpg

Дмитрий Наумов: «Готовы помогать всем, чем можем»

— Дмитрий, давайте сохраним для истории — с чего или с кого началась инициатива проведения школы?

— Дело в том, что Игорь Иванов родом с Камчатки. И он предложил проводить здесь школу. А поскольку, как известно, я за все хорошее и против всего плохого, то ответил — конечно! Игорь столько лет работал на нашу Байкальскую школу, что я счел своим долгом помочь ему организовать школу на Камчатке.

— Как проходил процесс подготовки?

— Некоторое время переписывались с местными организациями. В прошлом году приехали с лекциями, встречались с представителями разных учреждений, студентами, преподавателями, обсуждали наши предложения. Идея была встречена в целом положительно, но поначалу некоторые участники высказывали недоверие, искали наш корыстный интерес. И мне кажется, мы развеяли сомнения. Было подписано соглашение о намерениях. Мы здесь наметили научную программу.

— Труднее здесь было это делать, чем на Байкале?

— Оказалось, что ситуация не такая простая. Изначально мы думали: поскольку Байкальскую школу мы проводим 20 лет, у нас есть, скажем так, готовый «бизнес-проект», его надо только масштабировать. Но здесь задача была на порядок сложнее, научно-образовательные связи в регионе оказались нарушены. Мы этого не ожидали. Поэтому мы решили реализовывать гораздо более широкую программу, чем просто провести только научное мероприятие. Эта школа — лишь верхушка айсберга, так сказать «пропагандистская часть», чтобы заинтересовать людей наукой. Настоящая работа начнется с момента, когда мы сумеем восстановить физфак, привлечь туда людей для преподавания, готовых здесь жить. Мы готовы и науку здесь развивать, это все очень взаимосвязанные вещи. Готовы помогать всем, чем можем, чтобы это было ближе сегодняшним интересам общества. Вообще говоря, здесь нужна настоящая помощь государства. Край богатейший, он может приносить огромную пользу и доход казне, если здесь развивать туризм, экономику. Чтобы, например, физики высокого класса, приезжающие на работу на Камчатку, хотели оставаться здесь жить. Это, конечно, задача непростая, не на один год.

Алина Резниченко: «Поменять систему в лучшую сторону»

— Алина, есть у вас интерес как у студентки КамГУ к тому, что рассказывают на лекциях?

— Конечно. Во-первых, мне очень понравились лекции про нейтрино. Мне кажется, это очень интересно. Особенно после того, как я увлеклась и начала узнавать об аварии на Чернобыльской АЭС, мне стала интересна ядерная физика. В интернете, конечно, много информации, но она противоречивая, очень разные мнения даже у ученых — почему так произошло, никто точно не знает. Я решила поучаствовать именно в этой школе, чтобы узнать что-то новое для себя, пообщаться с деятелями науки, получить какой-то опыт.

ka41-3.jpg

— Как возник у вас интерес к Чернобылю? В связи с выходом фильма?

— Нет, фильм я как раз думаю посмотреть после этой школы. А тема заинтересовала меня гораздо раньше, еще когда обсуждали на уроках физики.

— Чем вы планируете заниматься после выпуска?

— Сначала получить дополнительное образование как педагог, преподаватель математики. Пойти в школу, отработать два года, параллельно заканчивая магистратуру. И хочу пойти работать в администрацию и, может, далее в правительство, потому что мне хочется поменять систему высшего образования в лучшую сторону. Даже сейчас, как студентка, я считаю, мы не получаем должных знаний — сокращаются часы, у нас сократили преподавательский состав… Я разговаривала с представителями администрации, мне сказали, что изменения возможны, но нужен проект. У меня есть задумки, с которыми я пойду туда.

— Что говорят ребята о школе?

— В принципе, ребятам нравится, мы очень довольны. Единственно, некоторые лекторы не очень подготовлены, это видно по презентациям, по речи. К тому же вы наши гости, и нам приходится отвлекаться на подготовку кофе-брейка, часто опаздываем на начало. Хотя стараемся меняться, чтобы не пропускать лекций.

ka41-4.jpg

Маргарита Селякова: «Физика — это интересно, физика — это открытия…»

— Маргарита, вы заместитель директора санкт-петербургского Президентского физико-математического лицея. Участвовали когда-нибудь в мероприятиях от ОИЯИ — здесь многие прошли школы в ЦЕРН и в Дубне?

— Это моя самая первая школа. На такой школе, где много ученых, аспирантов, студентов и очень мало учителей, — я впервые. Ни в ЦЕРН, ни в Дубне я не была, ни одной лекции по повышению квалификации, связанных с ядерной физикой, у меня не было.

— Почему вы решили участвовать в этой школе?

— Особый интерес, когда я узнала про школу, представляло познание чего-то нового. Ведь учитель — это тот человек, который не только учит, но и учится. Учебники физики изданы довольно давно. Информацию, конечно, почерпнуть можно в интернете, но времени всегда не хватает. Поэтому приехать сюда и плодотворно отработать неделю — была одна из моих целей.

ka41-5.jpg

— И какие впечатления на данный момент?

— Впечатления самые лучшие. Мы нашли новых знакомых, обменялись не только мнением, что происходит в разных регионах, но и поделились своим опытом, у кого что хорошо получается. Задавали очень много вопросов друг другу как учителя. Наш круглый стол длился до трех часов утра, а в восемь мы снова были на лекциях ученых. Безумно интересные лекции сотрудников Института. То, что наука не стоит на месте, развивается и шагает вперед, — не только математика и информатика — для меня было сенсационное открытие. Отовсюду слышно, что на физику не стоит идти, это не перспективно и не интересно. Категорически теперь с этим не соглашусь. Физика — это интересно, физика — это открытия, физика — это большие возможности для тех, кто хочет себя в этом проявить.

— Расскажите о вашем лицее. Как в нем организована работа?

— Так как мы работаем в физико-математическом лицее, у нас достаточно много учителей физики. В нашем методическом объединении 10 преподавателей. Среди них не только авторитетные, с опытом, но и молодые, которые закончили педагогические университеты и физфаки. Проблема с кадрами в Санкт-Петербурге, как и везде, есть, особенно с учителями физики, поэтому мы приглашаем к преподаванию ученых. В школе у нас учатся 820 человек. Пять лет назад мы стали набирать класс-интернат, теперь дети со всей России имеют право и возможность поступить к нам в 10-й класс. Им предоставляется место в интернате, бесплатное питание и обучение. И в основном отдаем предпочтение ребятам из регионов, где нет возможности углубленного изучения.

— Сколько часов физики у ваших учеников?

— Физика у нас с 5-го класса. Сначала профизика, один час в неделю, дети занимаются только в лаборатории. Неспроста же говорят — не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством. А у нас дети привыкают измерить показания, узнать, как что-то сделать своими руками. Начиная с 7-го класса физика идет в объеме общеобразовательной школы — два часа в неделю. И только в 9-м классе мы увеличиваем количество часов и начинаем изучать физику с раздела механики. Наборы в школу идут в 5, 8, 9-е классы. Конкурс большой, особенно для 10-х классов, так как дети идут уже осознанно.

— Что вы сделаете первым делом по возвращении с Камчатки?

— Скажу коллегам — нужно срочно модернизировать ядерную физику в школах и преподавать по-другому. Либо приглашать ученых из университетов, либо перестраивать программу и рассказывать детям о новом и интересном. Кроме того, что мы знакомим с новостями в науке, должны показывать, что существуют институты, где проводятся исследования и где можно реализовать свой интеллект, свои знания.

ka41-6.jpg

Игорь Иванов: «Программа действий огромная»

— Игорь, по какому принципу подбирался состав участников?

— Эта школа, прежде всего, для студентов, аспирантов и молодых научных сотрудников. Год назад мы приезжали на Камчатку, чтобы выяснить, как здесь обстоит дело с физикой, и уже тогда поняли, кому будем рассылать приглашения. Открыли регистрацию на школу, написали ректору КамГУ, декану физико-математического факультета, директорам институтов о том, чтобы они распространяли информацию среди своих сотрудников. Они активно откликнулись, привлекали своих подопечных для участия в школе. Кроме того, мы подумали, что было бы полезно привлечь школьных учителей. Это действительно удачная идея, потому что школьные учителя, приехавшие сюда, составили если не костяк, то существенную часть аудитории, и они были очень активны. На мой взгляд, они были благодарными слушателями школы. В состав нашей делегации также вошли молодые ученые ОИЯИ, для них это еще одна возможность получить образование, дополнительно, может быть, к основной работе.

— По эмоциональному состоянию, по задаваемым вопросам, по реакции слушателей можете сделать вывод — школа состоялась?

— Конечно, школа, безусловно, состоялась. Это первый опыт, поэтому были, естественно, организационные трудности, не все прошло гладко. По крайней мере научная часть и живое общение были, и на высоком уровне. Даже когда доклады были сложные, разгорались дискуссии, это интересно всем — и лекторам, и слушателям из ОИЯИ, и местным участникам. Потому что для них в диковинку, как ученые общаются между собой на конференциях и семинарах. А здесь они увидели, как происходит реальное обсуждение научных докладов.

ka41-7.jpg

— Что для вас было бы идеальным проведением школы, к чему вы стремитесь?

— На самом деле, посетив Камчатку год назад, мы увидели здесь удручающую картину физического образования. Поскольку мы люди со стороны, у нас есть опыт проведения школ и видение ситуации с разных сторон, стало понятно, что ситуацию нужно исправлять сразу с нескольких направлений. Невозможно ее изменить, работая только со школьниками, только со студентами или только с научными сотрудниками. Здесь есть много взаимосвязанных факторов, которые влияют друг на друга и друг друга подавляют. Поэтому программа действия огромная, ее невозможно будет сделать ни за год, ни за два, и она зависит не только от нас, она зависит от активности местных ученых, местных студентов и в том числе местной администрации, от правительства Камчатского края и от правительства РФ. В идеале хотелось бы, чтобы здесь, скажем, в течение пяти лет ожила и запустилась взаимосвязанная цепочка научного образования. Это значит, что университет производит молодых исследователей, а также молодых учителей соответствующих специальностей. Эти учителя через практики, стажировки и взаимодействие с ОИЯИ несут современную науку в массы. Они рассказывают школьникам, школьники увлекаются, понимают, что можно оставаться в науке, не уезжая с Камчатки, поступают в университет. Потом, через одно студенческое поколение, появляются новые сотрудники в институтах. Институты получают гранты, проводят научные исследования, публикуют научные результаты. Через правительство эти результаты разносятся по всему Камчатскому краю, чтобы и дети, и их родители, которые думают о судьбе своих детей, знали, что на Камчатке действительно возрождается наука, чтобы об этом была информация. И тогда все начнет работать, самоподдерживаться. Наша задача запустить этот процесс. Мы надеемся, что за несколько лет это можно будет сделать.

***

Слова благодарности за проделанную работу были произнесены и на закрытии школы, и позже, при расставании. Прежде всего директору ОИЯИ академику В.А.Матвееву и службам ОИЯИ за всемерную поддержку мероприятия. Ректору КамГУ И.Н.Хохловой и проректору В.Н.Ефименко, на чьи плечи лег основной груз работы на местном уровне, директору ИКИР Ю.В.Марапульцу. Инициаторам и вдохновителям И.П.Иванову и Д.В.Наумову. А также научным секретарям школы молодым ученым ОИЯИ Алине Вишневой и Константину Трескову, студентам и аспирантам Камчатского университета, разделившим заботы по обеспечению плодотворной работы. В свою очередь и организаторы школы из Дубны, и слушатели — постояльцы санатория неоднократно отмечали, что на Камчатке им встретилось очень много хороших, отзывчивых и добрых людей. Полуостров для нас теперь не только факт из учебника географии, он стал обитаемым, привлекательным и гостеприимным.

***

Камчатка оказалась соленой на вкус — от океанской воды, обилия икры и рыбы в любом застолье. На цвет переливчатой, вся из движущихся пятен, как полотна импрессионистов — днем яркие жизнерадостные краски, а как солнце к закату, тени становятся синими и пейзаж мрачнеет. По ощущениям — курортно-жаркой на солнцепеке и пронизывающей до костей при неожиданных порывах ветра. И очень просторной — видны до горизонта и заснеженные вершины, и водная гладь, в отличие от наших, застроенных по обе стороны, дорог. Стоит проехать за ближайшую сопку — и перед глазами новый ландшафт. То пустынно марсианский, то альпийский, то степной. Гиды говорят, что здесь одновременно можно увидеть, и как лето превращается в осень, и прошлогоднюю зиму.

Незабываемые впечатления подарила всем морская прогулка на яхтах. Ничто не предвещало экстрима — планировалось пересечь Авачинскую бухту, встать на якорь, сварить уху и крабов. Но мы попали в шторм. Ни к шаманскому камню причалить не получилось, ни перевести дух за обедом в бухте Тихой. Море штормило, нас качало, казалось, яхты вот-вот зачерпнут бортом воду. Волны заливали палубу и всех нас, руки леденели под ветром с брызгами, одежда промокла. Но страшно не было. Было азартно и весело. В эти дни в бухту зашли сивучи, и мы разглядели нескольких особей в волнах. Обед нам сварили уже на причале. В невообразимо красивых закатных лучах закончилась наша экспедиция.

  • ka41-8s.jpg
  • ka41-9s.jpg
  • ka41-10.jpg

Галина Мялковская, Еженедельник ОИЯИ
фото автора